"Группа кратковременного пребывания для детей с ментальными особенностями, как стационарозамещающая форма работы" - 2020 - 2021
Проект "Комплекса мер по развитию технологий альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания"
Реализуется при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной.
Группа кратковременного пребывания для детей с ментальными особенностями, как стационарозамещающая форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ является эффективным инструментом работы с семьей по предупреждению передачи детей на воспитание в интернатные учреждения.
Цель проекта: реабилитация детей с ОВЗ и сохранение их в семье.
В группе кратковременного пребывания дети пребывают по 4 часа, что дает возможность родителям работать и вести социально активную жизнь. В группе реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования. Отличительной особенностью данной группы является то, что вся работа в группе ведется по методу Прикладного анализа поведения (АВА-терапии), дети получают индивидуальные занятия ежедневно продолжительностью 45 минут.
Дети так же посещают занятия в мини-группах по 2-3 ребенка по направлениям: творчество, игротерапия, физическая культура и сенсорное развитие.
Прикладной анализ поведения (ABA) – эффективная программа поведенческого вмешательства для развития различных навыков и устранения нежелательного поведения у детей.
Существует несколько общепринятых правил: - Обычно полезны программы модификации поведения, выполняемые один на один, иногда они дают поразительные результаты; - Занятия должны занимать много времени и проводиться регулярно; - Ребенок побуждается к достижению успеха, объем поощрения постепенно сокращается; - Терапист должен иметь соответствующее образование и работать под супервизией (таким образом осуществляется контроль эффективности занятий и прогресса детей); - Занятия должны приносить удовлетворение ребенку, чтобы поддерживать достаточный уровень интереса и мотивации.
Все дети, посещающие группу кратковременного пребывания проходят диагностику по всем сферам познавательной деятельности Mark L. Sundberg, Ph. D., BCBA VB-MAPP по программе оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства. На основании данных диагностики для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации. Каждые два месяца программа корректируется с учетом развития и освоения навыков ребенком.
Все эти правила соблюдаются в группе кратковременного пребывания.
Главная цель применения АВА-терапии – не обучить ребенка читать, писать или называть цвета правильно, а улучшение качества жизни ребенка и его семьи.
Занятия по игротерапии включают в себя два принципа одного развивающего процесса. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Задача игротерапевта – установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет. Не просто развивать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Цели игротерапии:
Эмоциональный контакт с малышом
Взаимодействия в диалоге
Удовольствие от общения
Улучшение саморегуляции
Развитие коммуникации
Понимание и управление личными эмоциями
Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
Умение идти на компромисс
Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
Развитие самосознания и самооценки
Формирование мотивов к обучению и общению
Игротерапия необходима детям дошкольного возраста, так как этот возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям и многие другое, развитию которых способствует игра.
Сочетание методов ABA и Игротерапии приводит к эффективным результатам, поскольку ABA предполагает пошаговое обучение и четкую его структуризацию, а Игротерапия фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.
Основной целью творческих занятий является развитие познавательной и эмоциональной сферы ребенка.
В процессе творческой деятельности у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, инициатива, эстетическое отношение к окружающему миру, пространственные представления, аккуратность, усидчивость, развивается сенсорное восприятие, произвольное внимание, мышление, фантазия, зрительная память, речь, координация движений и моторика.
Уровень сложности и материалы подбираются с учетом индивидуальных потребностей ребенка. Применяются разные техники, например: квиллинг, скрапбукинг, нетрадиционные техники рисования, пластилинография, мукосолька и т.д. Ребята очень любят работать с разными нетрадиционными материалами, такими как: крупы и макароны, нити, ватные диски, салфетки, пуговицы, шишки, ракушки и т.д.
Занятие делится на блоки, между которыми проводятся музыкальные минутки и пальчиковые игры.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление физического развития ребенка, развитие навыков имитации крупной моторики, навыки владения своим телом. В занятия включаются комплексы упражнений направленные на развитие межполушарных связей.
Цель занятий физической культуры сформировать двигательную базу умений и знаний для дальнейшего внедрения полученного ребенком опыта в коллективную работу. Во время занятий ребёнок изучает и закрепляет знания связанные с особенностями строения тела (части тела: голова, туловище итд), в дальнейшем формируем в сознание ребенка понятие о подвижной игре и общих правилах. На занятии физкультурой у детей развивается способность к имитации, формируется навыки произвольной организации движения собственного тела, идёт стимуляция к выполнению различных инструкций, воспитывается коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива, формируются интеллектуальные способности, дети обучаются самостоятельности, самосовершенствованию и самоконтролю. Физическая культура влияет и на другие стороны жизни: на индивидуальные черты характера, формирует качества личности.
Занятия по сенсорному развитию заключаются в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. На занятиях мы используем различные природные материалы и специализированное оборудование.
Комплексный коррекционный подход обеспечивает наиболее высокую динамику в развитии детей.
Результаты проекта:
100% детей сохранились в семье.
100% родителей получили возможность трудоустроиться.